фев08
Механические перегрузки на стартере. Причины, последствия и профилактика

Ранее в статье «Основные причины выхода из строя стартера» мы рассказали о наиболее частых случаях поломки автомобильного стартера, встречающихся среди исследований рекламаций, поступающих от потребителя.

В данном обзоре мы хотим подробнее разобрать такую проблему, как повреждение стартера под воздействием ударной нагрузки со стороны двигателя или, по-другому, - превышения крутящего момента, на примерах из практики специалистов "Искра АЕ" в работе с продукцией MAHLE.

Рассмотрим вначале признаки таких поломок стартеров, затем разберем природу их возникновения и далее методы борьбы с причинами, чаще всего их вызывающими.

Признаки воздействия чрезмерного крутящего момента маховика на стартер

Итак, наиболее характерными последствиями механических перегрузок со стороны маховика двигателя являются:

Слом вала

* Фрезерование передней (заходной) части зубьев шестерни привода стартера

* Сколы или разрушения зубьев шестерни

* Слом вала стартера

Причины повреждений стартера механическими перегрузками

Фрезерование зубьев шестерни* Фрезерование заходной части зубьев шестерни связано с ошибкой повторного включения стартера в работающий двигатель, когда маховик достаточно раскручен для того, чтобы зубьями венца буквально срезать металл относительно неподвижной шестерни (при нераскрученном роторе стартера).

Причин у такой ошибки может быть как минимум две:

- повторное включение зажигания ключом (при отсутствии или неисправности на транспортном средстве защиты от повторного включения стартера);

- кратковременные паузы в подаче управляющего сигнала с замка зажигания на стартер, когда находящаяся в зацеплении с маховиком шестерня бендикса на доли секунды выходит из него и, замедлившись, снова включается в зацепление, но уже с разницей в скоростях вращения.

Сколы зубьев шестерниРазрушение венца маховика* Сколы зубьев или даже разрушение шестерни привода происходят из-за ошибочного запуска стартера в момент осцилляции (маятниковых колебаний) маховика останавливающегося двигателя. В это время на вращающиеся зубья шестерни воздействует мощный встречный момент колеблющегося маховика, при этом часто разрушаются и зубья венца самого маховика.

Причины возникновения подобного отрицательного эффекта аналогичны описанным в предыдущем разделе, разница лишь в кинетическом состоянии маховика двигателя.

* В случае, когда конструкция шестерни бендикса позволяет выдержать повышенную механическую нагрузку, может произойти слом вала стартера. К примеру, в 2015 году конструкторы компании MAHLE Letrika усилили шестерню некоторых своих стартеров за счет изменения ее конструкции (увеличением числа зубьев). Количество рекламационных обращений по поводу разрушения шестерни стартера с тех пор резко сократилось.

Слом вала стартера

Теперь в случаях предельных механических перегрузок на стартере даже, если что и происходит, то, как правило, ломается вал (в предусмотренном для этого месте). Сделано это для того, чтобы при ремонте стартера обойтись наименьшими затратами – сохранить дорогостоящие моторную часть и механизм обгонной муфты, заменив только вал с редуктором.

Часто потребитель возлагает "вину" в разрушении шестерни или вала стартера на несовершенство конструкции или работы самого стартера. Однако, механизм современного автомобильного стартера сконструирован так, что не способен разрушить сам себя - за счет собственных сил электромотора. Необходимо встречное значительное воздействие на шестерню обгонной муфты.

Методы борьбы с ошибками в цепи стартера при запуске двигателя

Итак, мы рассмотрели основные последствия разрушения некоторых элементов стартера и причины, их вызывающие.

   - Какие же методы позволяют исключить данные проблемы при эксплуатации транспортного средства?

Основным методом исключения подобных ошибок при запуске двигателя является использование специального реле блокировки повторного включения в схеме цепи управления стартером. Данная схема исключает повторное включение стартера в момент остановки двигателя (компрессионного колебания маховика), а также обладает функцией принудительной временной задержки последующего запуска вплоть до момента полной остановки всех колебаний.Схема с реле блокировки

В самых современных автомобилях, автобусах, тракторах и прочей спецтехнике данные схемы реализованы программно, на уровне ограничения подачи ошибочных сигналов электронным блоком управления.

Очень важно, для недопущения проявления пагубных ошибок при запуске двигателя, обеспечивать бесперебойную работу электрических цепей Вашего транспортного средства, содержать электрические жгуты, блоки и контакты в сухом и чистом состоянии, своевременно проводить профилактику электрооборудования.